понедельник, 5 декабря 2022 г.

Песочная терапия как здоровьесберегающая технология ДОУ


Существуют различные виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании в зависимости от целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в детском саду. Одной из таких здоровьесберегающих технологий является песочная терапия.

Песочная терапия – одна из разновидностей игротерапии и наиболее интересна, так как направлена на снятие напряжения, стресса, достижения комфорта и, кроме всего, на развитие воображения, творчества, мелкой моторики и, как следствие, речи и когнитивных функций.

Цель песочной терапии – дать возможность ребенку быть самим собой, развитие эмоциональной сферы, гуманных чувств, осознание нравственных понятий.

Метод песочной терапии можно применять в работе с детьми от трех лет для решения различных проблем: нарушения в поведении, сложности взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (родителями, воспитателями), психосоматические заболевания, повышенный уровень тревожности, страхов, сложности, связанные с изменениями семейной жизни (развод родителей, появление младшего ребенка и т.д.), неврозы.

Формы и варианты при работе с песочной терапией зависят и определяются в соответствии с особенностями конкретного ребенка, специфическими задачами работы с ним, продолжительностью проводимой работы. Игровые методы работы с песком могут применяться как для диагностики и коррекции, так и для профилактики (например, в период адаптации к детскому саду). 

Песок – это уникальный материал, а занятие с ним – увлекательный процесс, который побуждает к творчеству, расслабляет и вдохновляет. В свободной игре ребенок может выразить то, что ему хочется сделать, играет свободно, а не по чьей-то указке. Рисунки на песке «свободны от ошибок». Рисуя песком невозможно ошибиться, все можно исправить. А если захотеть, то и превратить один рисунок в другой. В данном случае результат (то есть рисунок) не является целью – цель заключается в самом процессе творчества. Из наблюдений можно сделать вывод, что при помощи песка дети самовыражаются намного эффективнее, чем при использовании карандаша и бумаги. Нетронутая поверхность песка побуждает ребенка к свободному и нестандартному творчеству. Игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие, как детей, так и взрослых.

В кабинете дефектолога и группе имеются световой стол для рисования песком, обычные песочницы, различные виды песка - цветной, кинетический.

Опыт работы показал, что использование песочной игротерапии даёт положительные результаты:

· песочная терапия имеет огромное значение для достижения положительного эмоционального благополучия, так как затрагивает чувства, эмоции ребёнка и позволяет выстроить индивидуальную траекторию развития ребёнка;

· оказывает положительное влияние на развитие речи, мышления, познавательных процессов и творческих способностей детей;

· но самое важное, ребёнок получает первый опыт рефлексии, учится понимать себя и других.

Наличие позитивного влияния на эмоциональное самочувствие детей и взрослых делает игру в песок прекрасным средством для укрепления психологического здоровья ребенка.

Песочная терапия это по сути игра. Игра, которая помогает ребенку научиться строить отношения со сверстниками и с внешним миром, выражать свои эмоции и чувства.

Комментариев нет:

Отправить комментарий